ВЫСТАВКИ

За работой

За работой

Линогравюра. 1945

На новую квартиру

На новую квартиру

Линогравюра. 1945

На улицах Ленинграда зимой 1941–1942. Линогравюра. 1947

Соломон Борисович Юдовин

ЛЕНИНГРАД  В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Серия линогравюр

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 71-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

26 января - 15 февраля 2015, Сосновый Бор

На выставке демонстрируются 15 воспроизведений линогравюр С.Б.Юдовина серии «Ленинград в дни Великой Отечественной войны», впервые опубликованных в 1948 году. Самая известная работа 1944 года из этой серии «В мастерской художника» стала символом несгибаемой воли к победе, героического труда ленинградских художников в годы блокады. На выставке представлены листы из папки, изданной в 1969 году издательством «Художник РСФСР».

 

С. Б. Юдовин, родился в местечке Бешенковичи Витебской губернии, учился в школе-мастерской известного художника и педагога  Ю. М. Пэна. В 1910 году поступил в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился три года, посещая одновременно студию М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда. Свое художественное образование он дополнил в мастерской М. В. Добужинского в Петрограде (1916-1918). Заметное влияние на творческое становление Юдовина оказало его участие в нескольких историко-этнографических экспедициях по собиранию произведений еврейского народного искусства. В 1918 году молодой художник возвратился из Петрограда в Витебск. Юдовин много работал в отделе искусств, которым руководил Шагал, украшал город к годовщинам Октября и майским торжествам, его произведения появлялись на местных выставках. Юдовин выступал также в качестве художника самодеятельного красноармейского театра, руководил живописной мастерской в Витебском художественно-практическом институте (1922-1923).

 

Сотрудничество с приехавшим в Витебск по приглашению Шагала Л. М. Лисицким (1919), который вскоре организовал графическую печатную мастерскую, дало возможность Юдовину изучить техники тиражной графики. В эти годы, годы Гражданской войны, молодой художник отдает предпочтение линогравюре, имевшей в силу ее простоты и сравнительной доступности материалов, наиболее широкое практическое применение. Активно работая в местной прессе, Юдовин нарезал на линолеуме многократно используемые клише с агитационно-пропагандистскими сюжетами, карикатурами на политические темы — они появлялись и в качестве листовок-оттисков, и в качестве иллюстраций стенных газет и журнала Витебского отделения РОСТА. Знаменательным событием в жизни Юдовина стал выпуск первой книги-папки с циклом линогравюр "Еврейский народный орнамент", изданной в Витебске в 1920 году. В 1924 году Юдовин переехал в Ленинград. Его увлекла филигранная строгость деревянной гравюры, и хотя первые опыты в ней относились к витебским годам, именно в Ленинграде произошло окончательное становление художественного языка графика — отныне большинство произведений будут исполняться Юдовиным преимущественно в технике ксилографии.

 

Весь 1925 год был отдан Юдовиным подготовке к изданию цикла гравюр "Старый Витебск». Книга и книжная иллюстрация стали основными сферами художественной деятельности Юдовина. До начала Великой Отечественной войны он проиллюстрировал несколько десятков книг — среди них "Наследство" И. Колтунова (1932), "Книжники" М.Чернокова (1933), "Повести" Н.Гоголя (1935), "У Днепра" Д. Бергельсона (1935) и др. На протяжении 1930-х годов мастер несколько раз обращался к созданию циклов станковых гравюр — в 1933 году он выпустил серию из четырех листов "Оборона Петрограда в дни наступления Юденича".

 

Самой же впечатляющей работой Юдовина в области станковой графики явилась серия гравюр, начатая художником в осажденном городе в первые месяцы блокады «Ленинград в дни Великой Отечественной войны". В 1942 году Юдовина вывезли из блокадного Ленинграда. Два года эвакуации художник провел в старинном селе Карабиха под Ярославлем, неразрывно связанном в русской культуре с именем Н.А. Некрасова. Серия лирических пейзажей "Некрасовские места. Карабиха" была выпущена в свет уже после смерти автора в 1956 году.

В конце 1944-го Юдовин возвратился в Ленинград. Потрясения, пережитые страной и великим городом, требовали дальнейшего художественного осмысления — около четырех лет Юдовин работал над листами, продолжавшими тему цикла "Ленинград в дни Великой Отечественной войны".

 

А. Шатских

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991

© 2015-2019, СО ЛО СФК.

Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 46

Сайт создан на Wix.com