ВЫСТАВКИ

afisha malevsky

Розы в белом битоне. 1977-1979 ХМ

Сирень в коричневом кувшине. 1980 Б Акв.

Натюрморт со сливами. 1970-1971 ХМ

Золотые стволы. 1960 КМ

Натюрморт с арбузом и белой вазой 1981 ХМ

Портрет с гитарой (Автопортрет) 1965 ХМ

Корзина с сиренью. 1973. ХМ

Красные пионы на красном фоне. 1970. Бумага, акварель, гуашь

Лето в парке. 1977-1980. БАТ

Золотые купола. 1977. БАГ

Тюльпаны и яблоки. 1975. БА

Весенние мечты. 1976-1978. Б А Г

Владимир Евгеньевич МАЛЕВСКИЙ (1925-1981)

Живопись и графика из собрания семьи художника

август - сентябрь 2016, Сосновый Бор

Очередная выставка СО ЛО СФК в рамках проекта «Художественное наследие Ленинграда—Петербурга» посвящена творчеству В. Е. Малевского — одного из ярких представителей ленинградской живописной школы 1960—1980-х годов.

Будущий художник родился 1 ноября 1925 года в Ленинграде в семье офицера Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В феврале 1944 был тяжело ранен и получил отморожение ноги IV степени. В августе 1944 был демобилизован по ранению, работал в Архангельске учеником художника в кинотеатре «Эдиссон». В марте 1946 с матерью и старшей сестрой возвратился в Ленинград (отец умер в 1942) и поступил в Художественно-педагогическое училище, которое окончил в 1951 году. В том же году был принят на живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у А. Д. Зайцева, В. В. Соколова, Л. В. Худякова. В 1957 окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «На стройке».

После окончания института в 1958-1960 продолжил работу в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Б.В. Иогансона. Участвовал в выставках с 1957 года.

После окончания аспирантуры, для того чтобы содержать семью, молодой художник совершал дальние и длительные поездки по стране, выполняя заказы по договорам с домами культуры, заводами, колхозами и совхозами. Часто он ездил работать с кем-нибудь из товарищей-худож­ников, с которыми выполнял большие настенные росписи в общественных зданиях, очень востребованные в то время. Летом 1962 года он с двумя товарищами работал на Волге, расписывая фойе кинотеатра. В 1963-м выполнял заказы в Средней Азии и Казахстане, почти весь 1964 год провел в Воркуте. В 1965 году путешествия закончи­лись — художник получил государственный заказ на большое историческое полотно «1905 год» (1967). Одновременно с работой над полотном художник писал натюрморты, портреты, пейзажи. После окончания картины «1905 год» Малевский получил государственный заказ на дру­гое историческое полотно ― «Революционные дни» (1969), над которым тоже работал два года.

Как многие самобытные и яркие художники, Малевский постоянно находился в поиске изобразитель­ной лексики. Со студенческих лет и всю жизнь В. Е. Малев­ский изучал русскую иконопись, ее богатство и силу вырази­тельных средств, лаконизм в сочетании с предельной выразительностью, большую роль контура и свободу нелинейной перспективы.

Союз со Светланой Левицкой и обретение мастерской изменили жизнь художника и озна­меновали новый этап творчества. В Светла­не Малевский обрел единомышленника, способного разделить, оценить и помогать ему в творческих иска­ниях. Их объединяли и любовь к музыке, литературе, природе. Глядя, как Светлана писала акварелью, Малевский тоже стал пробовать себя в этой технике и всерьез увлекся ею. С присущим ему упорством художник изучал свойства акварельных красок, смело эксперимен­тировал.

Подлинными украшениями мастерской Малевского были картины и цветы. С весны мастерскую украшали букеты сирени. Потом ― пора тюльпанов, затем ― маки, полевые цветы, пионы и розы. Осенью ― хризантемы и астры, — весь год в мастерской жили цветы. Умение Малевского выразить «душу» цветов проявилось в изысканной гармонии цветовых сочетаний его натюрмортов.

К 45 годам изменился круг творческих интересов художника, переместив их в область философских размышлений, психологических этюдов: человек и природа, чело­век и человек, человек и Мир. Еще одна любимая тема художника — город, но не парадная его часть. Лиризмом и любовью наполнены образы знакомых с детства двориков Петроградской стороны, окраин Ленинграда.

Композиционная многоплановость, живописная насыщенность работ Малевского требуют внимательного и длительного рассматривания. Большое разно­образие техник письма (масло, темпера, акварель, гуашь, перо, восковые мелки, фломастер и смешанные техники), равноценное значение живописи всего полотна и отдельных его фрагментов создают единый живой организм, в котором важны все его части. У Малевского не было какой-нибудь излюбленной цветовой гаммы, диапазон его палитры огромен, но все работы объединяет безошибочный художественный вкус.

 

Жизнь художника оборвалась внезапно, на взлете творчества, 17 октября 1981 года. Творческая жизнь Малевского коротка, но являет собой пример самоотверженного труда в сочета­нии с большим талантом. Его наследие составляют сотни работ, озаренных удивительным видением цвета, проникнутых силой поэтической мысли в союзе с глубоким чувством.

 

Текст составлен на основе рукописи племянницы художника Елены Георгиевны Каторгиной, многие годы занимающейся систематизацией и изучением наследия В. А. Малевского и подготовившей картины к данной выставке в Сосновом Бору. Многие произведения художника, в том числе его автопортрет, демонстрируются впервые.

Куратор проекта Ю. М. Иваненко

© 2015-2019, СО ЛО СФК.

Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 46

Сайт создан на Wix.com