ВЫСТАВКИ

Н.Климушкин. Цирк

Афиша. Художники рисуют цирк

В цирке

В.С.Вильнер. Цирк во дворе

«Художники рисуют цирк»

В.С.Вильнер, Н.В.Климушкин, Н.М.Цветков, З.П.Аршакуни, Г.М.Неменова

Живопись, графика

«Цирковые фантазии»

Рисунки сосновоборских детей

14 марта - апрель 2017, Сосновый Бор

Новый совместный проект СО ЛО СФК и детской студии под руководством Татьяны Васильевны Леоновой «ХУДОЖНИК И ЦИРК» мы начали готовить три года назад в 2014 году. Подтолкнула лично меня к этому, наверное, затаённая любовь к искусству цирка. Совершенно неожиданно мы с дочерью Анной увидели у Н. В. Климушкина несколько лет назад целую серию работ, посвящённую цирку. Случайно ничего не бывает: в 2014 году Московский музей современного искусства подготовил выставку «ИГРА В ЦИРК» и научную конференцию «Цирковая тема в современном искусстве». Мы представили на конференции доклад «Цирк в творчестве петербургского художника Николая Климушкина». В Москве, в рамках прекрасно подготовленной выставки, в картинах и плакатах из ведущих музеев России были показаны все виды творчества цирковых артистов в изобразительном искусстве. Залы выставки были оригинально оформлены художниками-дизайнерами, а в конце конференции перед участниками выступили клоуны.

 

Для меня тема цирка с детства ассоциировалась с праздником, чудесами, веселой музыкой и клоуном, которого называли Карандаш. И была у него замечательная собака по имени Клякса. Это был советский артист цирка Михаил Николаевич Румянцев (1901–1981), Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.

В изобразительном искусстве тема цирка была очень популярна в СССР после широкого показа в музеях Москвы и Ленинграда картин Пабло Пикассо на темы цирка и жизни его артистов.  

В русской культуре обращение к теме искусства цирка произошло в конце XIX – начале XX века у многих писателей, поэтов и художников. Самым известным было создание в 1903 году Д. Н. Кардовским (1866–1943) серии иллюстраций к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Тема цирка привлекала внимание выдающихся художников Ленинграда с начала 1920-х годов. Ярким событием тогда стала книжка для детей «Цирк» 1924 года с рисунками Владимира Васильевича Лебедева (1891–1967) и стихами С. Я. Маршака. Эти рисунки, наверное, являются одним из самых замечательных достижений советского авангардного искусства того времени, построенного на ярких цветовых пятнах, элементах кубизма и конструктивизма. Позднее, в 1953 году, В. В. Лебедев вернулся к теме цирка уже в традиционном реалистическом стиле, но тоже наполненном теплотой и веселой фантазией художника.

Из художников старшего послевоенного поколения тему цирка отразил в своей работе «Цирк во дворе» и серии автолитографий член-корреспондент РАХ Виктор Семенович Вильнер. Он показал бродячий цирк во дворе ленинградского дома-колодца времен своего детства, этого чуда для многочисленных жильцов коммунальных квартир.

Обращались к теме цирка, клоунаде и известные современные петербургские художники Н. И. Домашенко и Н. М. Цветков. Однако впервые целую серию из 22 станковых произведений о цирке, его героях, их внутренней жизни и судьбе создал в первом десятилетии XXI века петербургский художник Николай Викторович Климушкин. Произведения этого цикла еще ни разу не экспонировались на выставках. На выставке в Сосновом Бору представлено 10 картин художника.

Основная тема творчества Климушкина – жизнь и судьба человека русской глубинки. Интерес к русской задорной частушке, имеющей древние корни от скоморошества Древней Руси, и фольклорным мотивам, проявившийся с юности, словно тонкий ручеек превратился в полноводную реку образов, в которых тесно переплелись персонажи славянской мифологии и современные обитатели небольших русских городков и деревень. Художник использует метафорический язык для выражения своего мировоззрения, своих этических идеалов. Созданный им собственный художественный метод можно определить как народный символизм.

Обращение к теме цирка в 2001–2009 годах было связано с посещением цирка в русской провинции, где такое событие является праздником и чудом. Н. Климушкин пытается проникнуть во внутренний мир клоуна, Петрушки, как это было и в русском, и в европейском искусстве начала XX века. Но его клоун окружен мифологическими образами русской сказки, в нем звучит трагическая нота судьбы русского скомороха, космический характер мировоззрения русского человека. Он окружен зверями, птицами, над ним светят солнце и луна, он влюбляется, страдает, гибнет и воскресает. Образ клоунессы вообще необычен. Здесь, наверное, можно проследить влияние А. Тулуз-Лотрека, когда художник показывает мир обаятельной и волшебной женщины за сценой.

Климушкин не ставит своей задачей запечатлеть конкретное событие, но выбирает характерные для цирковой жизни ситуации, иногда светлые, праздничные, но чаще – полные драматизма, вызывающие сострадание. Картины Климушкина, выполненные акрилом и пастелью, близки по звучности колорита, композиционным принципам и условности художественного языка народной росписи и древнерусской иконе. Обычно колорит строится на контрастах локальных красного, синего и лимонно-желтого цветов. Черный, часто применяемый Климушкиным для обозначения неба, женских лиц, отрицательных персонажей, создает атмосферу таинственности или подчеркивает драматизм происходящего.

Выставка «Цирковые фантазии» 25 сосновоборских детей в возрасте от 5 до 14 лет студии под руководством Т. В. Леоновой, члена Союза художников России, Санкт-Петербургского Союза художников, поражает своим весельем, фантазией, яркостью красок и оригинальностью сюжетов. Дети готовились к выставке два года. Они создали настоящий праздник и для себя, и для всех зрителей. Это большое достижение замечательного художника и педагога Татьяны Васильевны Леоновой.

 

Юрий Иваненко

 

Видеорепортаж с выставки

© 2015-2019, СО ЛО СФК.

Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 46

Сайт создан на Wix.com